среда, 22 октября 2008 г.

Организационная культура Денисона



Вчера посчастливилось побывать на заседании Клуба Тренеров. Это что-то вроде рыцарей Круглого Стола, - только вместо рыцарей бизнес-тренеры, консультанты, психологи. Эти люди не только обучают/консультирут, но и сами обучаются/консультируются. Скажу сразу - вчерашняя встреча мне понравилась. Динамично, живо, общительно, научно, познавательно, кратко - так в нескольких словах можно описать происходящее. Тема встречи - "Организационная культура". Звучит довольно скучно, на первый взгляд. Вроде бы и понятно о чем пойдет речь: взаимоотношения, правила поведения, цели, лидеры организации и т.д. Но то, что я увидел меня удивило. Возможно это связано с тем, что я не бизнес-консультант и просто не знаком с этой темой. Но как оказалось, среди присутствующих бизнес-консультантов и тренеров никто не знаком с тем, что было презентовано. А именно, с оценкой и диагностикой организационной культуры, разработанной профессором Денисоном.

Оказывается организационную структуру тоже можно измерять. В этом меня убедил Вадим (Адам) Филлер, проводивший презентацию. Несколько слов об этом человеке.
Адам Филлер родился в Одессе, Украина. Эмигрировав в Австралию в возрасте 16 лет, успешно закончил экономический и юридический факультеты Сиднейского Университета. Его 20-летняя карьера в финансовых концернах США, Австралии, Великобритании и Швейцарии наградила его богатым опытом в практическом внедрении изменений. Он провел более трёх лет в Азии, ведя глобальный проект перестройки операций Британского банка в Азиатских, Ближневосточных и Американских подразделениях. В 2004 году Адам основал консалтинговую фирму com-towers Zurich. Фирма специализируется в “executive education” для международных компаний действующих в России и Украине, а также для отечественных фирм заинтересованных в западных организационных методиках. Другие специализации бизнеса включают в себя организационную диагностику, отбор и коучинг топ-менеджмента. С 2005 года Адам сотрудничает с глобальной тренинговой и консалтинговой фирмой DDI, руководя проектом выхода фирмы на российский рынок. Он также является сертифицированным мастер-тренером и коучем DDI.
Вот такой замечательный человек родился когда-то в Одессе:-). Но вернемся к организационной (корпоративной) культуре.
Для чего вообще ее измерять и какие преимущества это дает бизнесу компании. Похоже, что это и вправду позволяет дать понимание того на что нацелена организация и что ее может ожидать. Согласно модели Денисона существует 4 основных темы (направления) организации и ее культуры:
1. Известно ли направление организации (основная задача: миссия, видение и т.п.)?
2. Что известно о потребителе, рынке (приспособляемость организации к изменениям)?
3. Кто вовлечен и следует за организацией (вовлеченность сотрудников)?
4. Может ли организация осуществить задуманное (последовательность, процессы и т.п.)?
Наглядно это можно увидеть на рисунке в самом начале поста. Нажмите, чтобы увеличить в полный размер.

Диагностика вышеуказанных тем имеет практическое значение (а не просто, чтобы получить красивые диаграммки).
1. "Миссия и Видение" влияет на уровень сбыта, долю рынка и прибыль.
2. Приспособляемость влияет на рост продаж, долю рынка и новаторство.
3. Вовлеченность влияет на удовлетворенность потребителей, сотрудников и качество.
4. Последовательность влияет на прибыль, качество и удовлетворенность потребителей и сотрудников.
Как это все работает?
1 этап. Анкетирование. Проводится анонимно, через интернет. www.denisonconsulting.com
2 этап. Анализ результатов.
3 этап. Я бы назвал его разбор полетов. Адам Филлер тонко подметил, что эта диагностика не дает ответов, - она дает возможность найти правильные вопросы.

Я не претендую на роль учителя или агитатора этой системы диагностики организационной культуры. Если Вы заинтересовались, то можете обратится за помощью к специалистам в этом вопросе. Мне кажется, что украинский бизнес еще мало верит в эфективность такого рода исследований собственной организационной культуры. Но похоже, что процесс пошел и уже порядка 1000 мировых компаний используют эту методику. В базе данных на сегодня нет ни одной российской или украинской компании. Но вершину айсберга (диаграмма - это только маленькая часть), можем увидеть и мы. Также любая компания, проведя собственное исследование, может сравнить свою организационную структуру с крупными (и не очень) мировыми компаниями из своей отрасли (или из другой).
Ikea - известный производитель мебели.

Правительственная организация США, занимавшаяся логистикой для Министерства Обороны США. Эта диаграмма является ярким подтверждением того, почему теперь этим занимается частная компания.

Комментариев нет: